Шестой день недели – суббота – является органичной частью целостной учебно-воспитательной системы школы. Одной из важных задач, стоящих пред педагогическим коллективом школы, является эффективная организация воспитательной работы в шестой школьный день недели. Она планируется и проводится в соответствии с общешкольным планом работы школы, органично дополняя и продолжая его. Работа школы организована по тематическим неделям, декадам, месячникам и т.п., а организационно-содержательная работа в шестой день недели проводится в соответствии с их тематикой. Особое внимание уделяется проведению в субботу физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
На современном этапе развития школьной системы в Республике Беларусь одним из ключевых моментов является предоставление шестого дня рабочей школьной недели для мероприятий по укреплению физического, психического и морального здоровья, интеллектуального развития и гражданского становления школьника.
У учащихся появилось свободное время, для разумного использования которого требуются как условия, так и умения его организации. В связи с этим возникает ряд задач, решение которых необходимо учесть при организации воспитательной работы:
- расширение деятельности детских и молодежных объединений;
- организация взаимодействия школы и микросоциума;
- новый подход в работе с учащимися организаторов внеучебной деятельности;
- усиление роли внешкольных учреждений по организации досуга учащихся.
Очевидно, что выполнение этих задач связано с совершенствованием системы педагогического обеспечения всестороннего развития школьников, с поиском новых организационно–педагогических форм работы учреждения образования. Необходимо продуманно организовать свободное время детей и подростков: вовлекать учащихся в занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством в различных клубах и объединениях, умело организовать культурно–досуговую деятельность, занятия по интересам и потребностям.
Переход школ на пятидневную учебную неделю требует качественно нового подхода к планированию и организации воспитательной работы в шестой (школьный) день недели, который является органичной частью всей системы образовательного процесса, направленного на решение важнейших задач воспитания.
В центре внимания педагогов должны находиться три главных направления воспитательной работы.
Первое связано с непосредственным взаимодействием с учеником:
- изучение индивидуальных особенностей его развития, интересов, жизненных навыков;
- программирование воспитательного воздействия;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
- включение детей в различные виды деятельности по интересам в рамках имеющихся в школе кружков, секций, клубов;
- анализ эффективности воспитательного воздействия.
Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:
- сплочение детского коллектива;
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение детей в различные виды социально активной деятельности;
- развитие детского самоуправления.
Третье направление предполагает коррекцию и координацию различных воспитательных влияний в социуме:
- работа с семьей, привлечение родителей к воспитательной работе в субботний день;
- коррекция воздействий средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с культурными и другими учреждениями образования.
В шестой день недели работа должна быть организована для всех учащихся с учетом той части учащихся, которая в этом нуждается. Особое внимание нужно обратить на вовлечение в организованную деятельность учащихся из неблагополучных семей, педагогически запущенных детей, нуждающихся в постоянном педагогическом влиянии. Жизнь подростков должна быть насыщена интересными видами деятельности. К работе с детьми необходимо привлекать специалистов, тогда она не будет сводиться к мелочной опеке.
Сегодня необходимо более активно и целенаправленно привлекать родителей к организации и проведению шестого школьного дня. Задача школы – не освободить семью от заботы о воспитании ребенка, а, напротив, приобщить родителей к школьной жизни их детей. Назначение просветительской и информационной работы с родителями заключается в том, чтобы активизировать позитивные факторы семейного воспитания и гуманистический потенциал школы, обеспечить их взаимодополнение. Важно провести мониторинг запросов учащихся и их родителей, а также возможностей членов педагогического коллектива в деле организации шестого школьного дня.